Ru En

На главную страницу Snou Project

Дом-Мираж. Инсталляция. ( 2010-10-07 )

Инсталляция ''Дом-мираж'' - проект, реализованный в смысловой связке с домом-музеем имени Павла Кузнецова, одного из ярчайших представителей Саратовской школы живописи конца XIX-начала ХХ веков. Дом-музей Павла Кузнецова - один из центров культурных событий мира искусства Саратова. Здесь проводятся художественные выставки, акции, направленные на интеграцию актуального искусства в пространство города. Деятельность кураторов дома-музея также направлена на изучение истории города в связи с национально-культурными и временными особенностями. Дом-музей находится в историческом центре, на плавном живописном склоне. Отсюда открывается вид на церковь, монумент ''Журавли'', один из символов Саратова, а также Глебучев овраг - в прошлом русло реки, а ныне ландшафт, испещренный жилым самостроем, в сочетании с хаотичным озеленением и пустырями-свалками. Проект ''Дом-мираж'' является частью мероприятия, инициированного кураторами дома-музея совместно с архитекторами, и приуроченного ко дню рождения Павла Кузнецова. Было предложено спроектировать объект на определенном месте , на заданную тему. Холм, отданный под проектирование инсталляции, находился за границей территории усадьбы, принадлежащей дому-музею. Это небольшой пустырь, хорошо обозреваемый со всех сторон и пересеченный несколькими пешеходными тропинками. Место , обладающее потенциалом компактной благоустроенной прогулочной зоны. Здесь уже проводились временные акции, строились легкие павильоны, арт-объекты. Тема настоящей акции - ''Гулянка''- слово, используемое для названия маломерного судна, лодки, перевозящей людей через реку Волгу. Также это праздник, веселое событие. Функция будущего объекта обозначалась как беседка, место медитации, отдыха. Проектное решение объекта в итоге аккумулировало в себе ряд разнохарактерных факторов. Место сразу привлекло многоплановым восприятием с различных точек. Фактор наличия коммуникаций , тропинок, пронизывающих холм, дал повод задуматься о некой прозрачности и возможной трансформации восприятия объекта при движении рядом или даже сквозь него. Смысловая связь и непосредственная близость дома-музея предопределила отсыл к творчеству Павла Кузнецова. В качестве отправной точки была взята одна из работ мастера - ''Мираж в степи''. Как и многие другие эта работа показывает воздушную, эфимерную природу степи. Важным фактором является колорит. Более того, судя по археологическим находкам , палитра холодноватых, воздушных тонов, так называемые ''девичьи тона'', являлась характерной для саратовских мест еще со времен золотой орды. В итоге сформировалась концепция ''миражной'' конструкции. Беседка издали кажется чем-то материальным, подходя же ближе мы понимаем что это всего лишь мираж! Объект - 72 бруса, квадратного сечения, соединенных лишь внизу. Такая ''непрочная, незавершенная'' конструкция - аллюзия заданной темы ''Гулянка''. Конструкция слегка ''гуляет'' под ветряными потоками, превращаясь в подобие некоего растения. Каждая его сторона - цветовое пятно, работающее то в связи с растениями и небом, то контрастирующее с окружением. Четыре стороны объекта выкрашены в 4 цвета, что создает при движении вокруг или вдоль эффект цветовой вибрации, плавного переливания. В тоже время присутствие нового цвета с каждой стороны создает впечатление вновь созданного объекта. Дух места, архаичного ''деревянного'' Саратова, интерпретировался в материале, выбранном для инсталляции - деревянном, грубо обработанном брусе. Название инсталляции , как бы ''произрастающее'' из земли, мы можем прочитать, поднявшись на террасу дома-музея. Это своеобразная кодировка, обозначающая незримую связь арт-объекта с домом-музеем Павла Кузнецова.